Три аварии в космосе за неделю — что значит эта чёрная полоса?

Если на минутку забыть о том факте, что мы регулярно отправляем людей в космос в течение уже полувека, полёты за пределы земной атмосферы остаются чрезвычайно рискованным предприятием. По своей сути это до сих пор движение строго вверх посредством последовательности очень мощных и хорошо контролируемых взрывов. О том, что это довольно опасно, мы вспомнили на позапрошлой неделе, когда плановый запуск ракеты-носителя «Союз» к Международной космической станции был аварийно прерван в середине разгона. К счастью, астронавт Тайлер Хейг и космонавт Алексей Овчинин благополучно вернулись на Землю. Однако теперь ответственным лицам предстоит выяснить причины аварии. Возобновить полёты можно будет только после окончания расследования, и это ставит под угрозу дальнейшие перспективы функционирования МКС.

Астронавт Тайлер Хейг и космонавт Алексей Овчинин
Астронавт Тайлер Хейг (справа) и космонавт Алексей Овчинин (слева)

Что собой представляет «Союз»

Несмотря на некоторые конструктивные доработки, российские ракеты-носители «Союз» практически не изменились с конца 60-х годов прошлого века, когда они впервые были использованы для отправки людей на низкую земную орбиту. Небольшой космический корабль находится наверху, а под ним 50 метров горючего, топливных баков, двигателей и всего остального, что должно вытолкнуть его за пределы атмосферы. В основании этих гигантов расположены четыре ускорителя с маршевыми и рулевыми двигателями, обеспечивающие ту невероятную мощь, которая нужна, чтобы поднять всю эту массу. На данный конкретный момент времени «Союз» — это единственное, что может доставить человека в космос, альтернативы ему пока нет.

Аварийный запуск ракеты-носителя Союз МС-10
Аварийный запуск ракеты-носителя «Союз МС-10»

Авария 11 октября и её возможные последствия

Через две минуты после старта боковые ускорители должны отделяться от находящейся в центре ракеты. Однако 11 октября именно на этом этапе полёта что-то пошло не так. В тот момент, когда разгон должен был продолжиться с помощью двигателя второй ступени, экипаж оказался в невесомости. Это означало, что он находится в состоянии свободного падения. Сразу после этого компьютерные системы автоматически инициировали завершение полёта. Спускаемый аппарат с экипажем отделился от ракеты, после чего благополучно приземлился. Далеко от цивилизации, но его всё же нашли.

По состоянию на сегодня все пилотируемые полёты на орбиту отменены, пока Российское космическое агентство расследует причины происшедшего. Это наверняка огорчает космонавтов, находящихся на МКС сейчас. Они должны были вернуться на Землю в декабре. Их были призваны сменить трое других, которые бы присоединились к уже находящимся там Хейгу и Овчинину, и продолжили выполнять намеченные эксперименты, а также обслуживать станцию. Теперь миссия нынешнего экипажа будет либо продолжена, либо прервана. Во втором случае они вернутся на Землю в спускаемом аппарате «Союза», который пристыкован к МКС сейчас. Продовольствия и предметов первой необходимости на станции достаточно, однако топливо в спускаемом аппарате должно быть использовано до января следующего года.

МКС
МКС

Если будет принято решение покинуть МКС, это будет первый случай с 2000 года, когда станция окажется необитаемой. Огромный орбитальный комплекс, естественно, не рухнет на Землю, но его текущее обслуживание станет невозможным. Так, допустим, уже не состоится выход в открытый космос, к которому готовились Хейг и Овчинин — они должны были заменить несколько аккумуляторов солнечных батарей МКС. По состоянию на текущий момент, Роскосмос планирует следующий запуск «Союза» на весну 2019 года, но дополнительные уточнения по этому поводу могут последовать в самое ближайшее время. Хочется надеяться, что они будут оптимистическими.

Схема МКС
Схема МКС

«Хаббл» и «Чандра»

К сожалению, авария «Союза» стала не единственной в этом месяце. Менее чем за неделю до неё два космических телескопа НАСА были вынуждены в экстренном порядке прервать свою работу. Пятого октября произошла механическая поломка на «Хаббле», а десятого на рентгеновской обсерватории «Чандра» произошёл компьютерный сбой, повлиявший на её импульсный датчик. Обе эти космические станции расположены довольно далеко от Земли, и отправить к ним ремонтников мы в данный момент времени не можем. Поэтому обе они согласно стандартной процедуре действий в нештатных ситуациях были переведены в безопасный режим работы.

Читайте так же:  Космические обломки - первый шаг Европейских ученных

Телескопы зафиксировали себя в пространстве в наиболее защищённом положении. Это, помимо прочего, подразумевает отворот от Солнца зеркал, разворот уже в его направлении солнечных панелей, и переключение на резервные компьютерные системы. Подобные процедуры выполняются в космосе чаще, чем принято считать. Например, инфракрасный телескоп «Спитцер» автоматически перешёл в безопасный режим в 2006 году, а межпланетная станция «Dawn» делала это как минимум дважды — в 2011 и 2014 годах. Просто очень странно, что два этих события произошли непосредственно друг за другом. Если же учесть аварию «Союза», то действительно можно говорить о какой-то чёрной полосе в космонавтике.

На «Хаббле» вышел из строя один из гироскопов — прибор, позволяющий ориентировать его в пространстве. Во время последнего обслуживания этого телескопа в 2009 году астронавты установили 6 новых гироскопов, но теперь, с учётом последней поломки, в функциональном состоянии остались только три из них. Для нормальной работы «Хабблу» нужны как раз три этих прибора, и всем понятно, что со временем откажут и те, что работают сегодня. Предсмертные судороги недавно сломавшегося продолжались почти год. Тем не менее, телескоп теоретически способен, пусть и с грехом пополам, ориентироваться в пространстве даже на одном гироскопе. Так что эта механическая проблема — совсем не конец света. И даже не конец самого «Хаббла».

Телескоп Хаббл
Телескоп Хаббл

Ситуация, однако, осложняется тем, что при попытке переключить телескоп на последний резервный гироскоп «Хаббл» упорно сообщал на Землю, что вращается приблизительно в сто раз быстрее, чем это было на самом деле. При этом он совершенно точно оценивает все изменения в скорости движения. Инженеры попытаются найти корни этого странного поведения.

На «Чандре» тоже проблема с гироскопом, но, по всей видимости, это всего лишь временный компьютерный сбой. В течение всего трёх секунд прибор выдавал некорректные данные о скорости движения. На данный момент «Чандра» может функционировать штатно, но инженеры намерены в течение какого-то времени присматривать за дальнейшим поведением гироскопа.

Рентгеновский телескоп Чандра
Рентгеновский телескоп Чандра

Все эти сбои на самом деле являются свидетельством того, что «солдаты», которых НАСА послала исследовать Вселенную, просто постепенно стареют. «Чандра» была запущена в 1999 году, а «Хаббл» так и вовсе в 1990-ом. Оба телескопа продолжают работать до сих пор, и это уже похоже на чудо. Есть надежда, что они останутся на своём посту ещё несколько лет. Как бы то ни было, мы будем всегда благодарны им за то, что они сделали для науки. Их вклад в наше понимание Вселенной действительно неоценим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector