16 июля 1969 года «Аполлон-11» стартовал с мыса Канаверал. На борту космического корабля находились 3 астронавта: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин. И уже 20 июля 650 миллионов человек во всем мире увидели на своих экранах в прямом эфире первые шаги человека по поверхности спутника нашей планеты. Высадка на Луну стала одним из самых замечательных достижений нашей цивилизации. Многим показалось, что это был очень успешный полёт. Однако всем к нему причастным пришлось пережить множество тревожных минут. Разные проблемы и опасности преследовали их в течение всей этой исторической миссии. Сегодня мы расскажем о шести из них.
1202
Представьте, что вы находитесь в крошечном посадочном модуле («Орёл»), до прилунения остаётся семь с половиной минут, и в это самое время компьютер сигнализирует об ошибке, код которой вам неизвестен. Неприятно, не правда ли? Армстронг уже готовился опуститься на Луну, когда компьютер, называвшийся AGC, выдал код ошибки «1202». Надо сказать, что этот агрегат для своего времени был настоящим технологическим чудом. Он был компактным, весил всего около 32 килограмм и потреблял 70 Ватт при 28 вольтах постоянного тока. От него зависело очень многое, особенно во время прилунения. Он осуществлял навигацию, отвечал за скорость и высоту посадочного модуля, сообщал о производительности двигателя. Также он должен был вернуть экипаж на орбиту, если во время спуска что-то пойдёт не так. Находившиеся внутри «Орла» Армстронг и Олдрин понятия не имели, что значит это «1202». Код ни разу не встречался им во время многочисленных тренировочных упражнений, имитировавших высадку. Командир сообщил о проблеме в Центр управления полётами, откуда ему посоветовали игнорировать ошибку и продолжать выполнять задание. AGC показал код «1202» ещё четыре раза, затем один раз «1201», и прекратил играть на нервах. Впоследствии выяснилось, что компьютер был перегружен большим количеством данных, поступающих от радаров, и ему не хватало памяти.
Перелёт
Где-то за 9 минут до прилунения «Аполлон-11» Армстронг осознал, что «Орёл» перемахнёт через тщательно выбиравшуюся для этой цели площадку. По его оценкам, «перелёт» должен был составить около 5 километров, но на самом деле посадочный модуль улетел ещё дальше — на шесть с половиной. Причиной проблемы было то, что во время отстыковки остаточное давление внутри туннеля, соединявшего два модуля «Аполлона», придало «Орлу» дополнительный импульс. Это был относительно слабый толчок, но в условиях невесомости его хватило, чтобы спровоцировать очень серьёзные проблемы. Поверхность Луны покрыта кратерами и скальными обнажениями. Ещё хуже было то, что посадочный модуль сжигал топливо быстрее ожидаемого. Вскоре Хьюстон предупредил Армстронга, что у него осталось горючего всего на 60 секунд. Если бы за это время командир не посадил модуль, то прилунение пришлось бы прервать. В этот момент «Орёл», накренившись, летел над поверхностью на скорости 55 километров в час. Он поднимал пыль и разглядеть, что творится внизу, было очень трудно. Первая в истории пилотируемая посадка на Луну произошла на ровной местности, когда у модуля оставался запас топлива всего на полминуты. На пульте загорелась синяя лампочка, и командир произнёс фразу, которая вошла в историю: «Хьюстон, База Спокойствия на связи. «Орёл» сел».
Ледяная пробка
Вскоре после прилунения у посадочного модуля возникла ещё одна проблема. Датчики зафиксировали повышение давления в топливопроводе двигателя «Аполлон-11». Это означало, что пар, образовавшийся между теплообменником и клапанами, замёрз, закупорив систему. Не остывший ещё двигатель «Орла» продолжал генерировать пар, из-за чего его могло разорвать. Специалисты НАСА заметили проблему и разработали план вентиляции. Однако прежде чем они успели передать инструкции Армстронгу и Олдрину, ледяная пробка растаяла сама по себе, выпустив скопившиеся газы.
Лунный грунт
До полёта «Аполлона-11» специалисты НАСА не очень хорошо себе представляли, насколько стабилен лунный грунт. Тот факт, что «Орел» прочно стал на свои опоры, не мог не радовать, но вокруг было много пыли, которая могла доставить весьма серьёзные неприятности как посадочному модулю, так и астронавтам. Несмотря на то, что на Луну заранее были посланы разведывательные аппараты «Сервейер», изучившие поверхность, лишь после исторических шагов Армстронга стало окончательно понятно, что здесь возможна запланированная «внекорабельная деятельность». Но местная пыль оказалась довольно опасна. Главным образом, из-за своей абразивности. Она накапливалась в течение миллиардов лет, по всей видимости, образуясь в результате попаданий метеоритов, но на Луне нет природных процессов, которые могли бы придать этим крошечным частичкам более гладкую форму. Все астронавты, работавшие на поверхности нашего спутника, жаловались впоследствии, что пыль проникала в посадочный модуль, заклинивала застёжки-молнии и даже просачивалась сквозь слои защитного материала скафандра.
Переключатель
После прилунения «Аполлон-11» внутри посадочного модуля сломался переключатель. Базз Олдрин был уверен, что это произошло вслед за тем, когда он и Армстронг вошли внутрь после пребывания на Луне. Астронавты должны были задраить люк, восстановить давление, снять ранцы и подключить шланги скафандров к системам жизнеобеспечения. Затем им следовало вновь открыть люк и выбросить в него ранцы и всё другое ненужное оборудование, тем самым уменьшая взлётную массу «Орла». Все эти действия были отработаны во время подготовки к полёту, но кто-то из двоих то ли споткнулся, то ли неловко задел приборную панель. Избавившись от балласта, Армстронг и Олдрин устроились на полу, чтобы передохнуть, и второй из них заметил среди лунной пыли, покрывшей пол модуля, чёрный рычажок. Взглянув на панель, они поняли, что он отвечал за очень важную функцию — включал двигатель модуля. Без его переключения о взлёте с Луны можно было даже не мечтать. Астронавты сообщили в ЦУП о проблеме и попытались вздремнуть, а инженеры НАСА начали искать её решение. Они размышляли несколько часов, но так и не смогли придумать, как включить двигатель без переключателя. Астронавты вновь осмотрели гнездо, откуда отломился рычажок, и заметили в отверстии небольшой обломок. Олдрину удалось поддеть его ручкой, что, в принципе, спасло и людей, и всю лунную программу США.
Посадка
Командный модуль, в котором находились возвращающиеся на Землю астронавты, во время приземления чуть было не попал под горящие обломки служебного модуля. Перед входом в атмосферу нашей планеты «Аполлон-11» разделился на две упомянутые части. Командный модуль расположился тепловым экраном вниз, опустился в нижние слои атмосферы, где над ним раскрылся парашют, мягко опустивший людей на поверхность Тихого океана. Служебный же модуль должен был сгореть в атмосфере. В целях предотвращения столкновения ему полагалось совершить ряд маневров и оказаться на совершенно другой траектории. По плану он вообще должен был войти в атмосферу позже командного модуля. Однако конкретно в этом случае его двигатели не сработали, и обе составляющие «Аполлона-11» начали опускаться вместе. К счастью, сгорающие обломки не задели капсулу с астронавтами, и она благополучно приводнилась. Позже выяснилось, что ошибка была допущена в настройках сброса оставшегося топлива служебного модуля.