В начале января Китай вписал славную страницу в историю космонавтики, став первой державой, которая посадила межпланетную станцию на дальней стороне Луны. Мы уже рассказывали о том, что подобная миссия особенно сложна — по той причине, что аппараты, находящиеся там, не имеют прямой связи с Землёй. Чтобы управлять ими и получать с них данные, нужен спутник-посредник, расположенный где-то между нашей планетой и Луной. Однако именно эти дополнительные сложности и обеспечивают Китаю международное признание. «Чанъе-4» — это действительно потрясающее достижение. Это не просто очередной полёт к ближайшему к нам небесному телу. И, насколько можно понять, для Китая это только начало.
Китай и космос
В 2017 году Франция потратила на космос два миллиарда долларов, Россия — три, Европейское космическое агентство — шесть, а Китай — одиннадцать. Естественно, это почти вдвое меньше, чем НАСА с его 20 миллиардами, но простая корреляция здесь не работает. США и на здравоохранение тратят в три больше, но обеспечивают ровно такую же продолжительность жизни. В подобных вопросах очень многое зависит от эффективности расходования бюджета.
В Китае работают и частные космические компании, которые на равных конкурируют с американскими, такими как «SpaceX» и «Blue Origin». «Spacety», например, специализируется на микроспутниках весом всего по полтора килограмма — это свободная, но весьма прибыльная ниша. Быстрый рост инвестиций Китая в космос создаст тысячи рабочих мест и способен привести к важнейшим научным открытиям. Но делается всё это не только из-за любви к науке и желания получить материальную выгоду в той или иной перспективе. Это в том числе и продуманная военная стратегия, которая может иметь глобальные последствия.
Все мы прекрасно знаем, насколько важны спутники. Те, что висят сегодня на орбите Земли, приносят своим владельцам доход в размере 260 миллиардов долларов в год. Они помогают прогнозировать погоду, шпионить за соседями и, конечно же, смотреть телевизор. Последнее совершенно бесплатно, кстати, если вы живете в техасском городке Диш (Dish — от англ. «тарелка»), который официально сменил название в 2005 году в обмен на 200 бесплатных каналов.
GPS
Но, пожалуй, самыми важными из всех спутников являются те, которые образуют GPS. Океанские корабли, перевозящие до 90% всех грузов в мире, используют их для навигации. Они позволяют комбайнам вспахивать землю и вносить удобрения без присутствия комбайнёра за рулём. Пилоты используют их, чтобы ориентироваться в воздухе, геодезисты — для измерения границ, а мы с вами, чтобы заказанная в ресторане пицца приехала прямо к подъезду.
Но определение местоположения — это, возможно, не самая важная функция данной системы. Это, помимо прочего, всемирные часы, которые с точностью до одной миллиардной секунды определяют время для всего — от Нью-Йоркской фондовой биржи до обычных банкоматов. GPS — это ни много ни мало один из столпов мировой экономики. Сколько она стоит потребителю? Ноль долларов, ноль центов. Во всяком случае, для американцев. Всем остальным эта услуга, на осуществление которой тратится 1.4 миллиарда долларов в год, предоставляется совершенно бесплатно. С одним небольшим «но» — GPS принадлежит ВВС США и управляется ими.
Как и интернет, эта система изначально разрабатывалась военными и только для них. Но в 1983 году Рейс 007 авиакомпании «Korean Air», следовавший из Анкориджа в Сеул, совершил роковую навигационную ошибку. Вместо того чтобы лететь в выделенном ему воздушном коридоре над территорией СССР, он пролетел над Камчаткой, где в тот день проводились некие ракетные испытания. Советские силы ПВО вели самолёт более часа, но он почему-то никак не реагировал на попытки связаться с ним. В результате «Боинг был сбит. 269 человек, находившихся на его борту, погибли.
Чтобы не допустить повторения подобных инцидентов, президент Рейган «выбросил» GPS в «свободный доступ». А в 2000 году президент Клинтон отменил применение так называемой «селективной доступности», обеспечив всем пользователям системы один и тот же уровень точности. Официальный комментарий по этому поводу звучал так: «США не намереваются в будущем использовать алгоритм селективной доступности”. Но ведь это совсем не то же самое, что, допустим, «мы больше никому не будем отказывать в доступе». Не правда ли?
Во время войны между Индией и Пакистаном в 1999 году США отказались предоставить индийцам доступ к данным GPS. Совсем недавно, в 2012 году, в провале совместных российско-индийских ракетных испытаний также обвинили отключенный спутник GPS. Именно эта неопределенность и заставляет нервничать всех неамериканцев этой планеты. А теперь представьте, что GPS — невероятно важную технологию, один из тех самых столпов экономики, можно «отключить» в той или иной точке местности простейшим устройством для спуфинга, цена которому 10 долларов. Сигналы GPS, достигающие Земли, сравнительно слабы, и их можно легко заглушить более сильным сигналом.
Это устройство, например, может отправить находящийся поблизости автомобиль в неправильном направлении или заставить его врезаться в другое транспортное средство. В 2008 году аэропорт Ньюарк первым в Америке перешёл на использование системы «NextGen» от ФАА (Федеральное авиационное агентство), но она часто и необъяснимо переставала работать. В результате трёхлетнего расследования выяснилось, что это было связано с проделками живущего неподалёку водителя грузовика, который использовал глушитель GPS, чтобы работодатель не мог видеть, где он находится. В декабре прошлого года квадрокоптер, оборудованный подобным устройством, остановил работу второго по величине аэропорта Великобритании.
Бейдоу и стремительный взлёт Китая
Всего один квадрокоптер, 100000 пассажиров и 760 отменённых и перенесённых рейсов. Это действительно как-то несуразно. По причинам подобного характера те страны, у которых есть такая возможность, начинают создавать собственные альтернативы GPS. У России — это ГЛОНАСС, у ЕС – «Галилей», а у Китая – «Бейдоу». Чисто теоретически эти системы не конкурируют напрямую друг с другом. Около 60% принимающих устройств используют не менее двух их одновременно. Но нельзя спорить с тем, что в интересах каждой страны подмять под себя больший процент мировой навигации.
А у Китая есть ещё и геополитические планы. В том числе, допустим, и защитить свои права в Южно-Китайском море. Проблема в том, что все наблюдают за этим регионом, в том числе и США, корабли которых регулярно находятся здесь на патрулировании. В октябре прошлого года один из них едва не столкнулся с китайским эсминцем. Поэтому Китай старается действовать осторожно — конфликт с ядерной державой ему явно ни к чему. Он использует так называемых «синих человечков” — местных рыбаков, получающих дотации от правительства, если они работают в этом районе, но должны сообщать китайским военным о любой активности иностранных государств, которая была ими замечена. Таким образом достигается и экономическая выгода, и защищаются национальные интересы.
Естественно, это не устраивает соседние государства, например, Индонезию, которая пытается теми или иными способами бороться с «синими человечками». И вот здесь им на помощь приходит «Бейдоу». В отличие от GPS, китайская система позволяет устройствам отправлять короткие сообщения и запрашивать военную помощь. То есть рыбаки, на кораблях которых нет ни одного ствола, могут в случае проблем рассчитывать на всю мощь Народно-освободительной армии. Это напряжение, по большому счёту, создаётся из-за амбиций и успехов Китая в космосе. За ними могут стоять и чистая тяга к познаниям, и интересы науки — всё это не имеет особого значения. Так как они в любой момент могут быть истолкованы как враждебность и потенциальная опасность агрессивно настроенными мировыми державами, в том числе и США. Космические технологии, по крайней мере, сейчас, напрямую связаны с военными силами и мировой политикой. Это всего лишь ещё одна плоскость, в которой мир должен будет привыкать к стремительному взлёту Китая. И либо спокойно адаптироваться к нему, либо рисковать прямой конфронтацией со всё более мощным противником.