Геоцентрическая система мира

Геоцентрическая система мира Космос

Несмотря на сложность названия, геоцентрическая система мира легко усваивается среднестатистическими обывателями. Речь идёт о системе мировоззрения, в основе которой наша планета Земля. При этом Луна, Солнце, другие планеты и звёзды вращаются вокруг нас. Земля же остаётся неподвижным космическим объектом.

Происхождение системы

Впервые эта теория появилась ещё в Древней Греции. Местные мыслители верили в неё и распространяли в обществе. Более того, геоцентризм считается основой не только для античной, но и для средневековой космологии, а также астрономии. Постепенно в качестве альтернативы появилась гелиоцентрическая система. Из неё уже затем вышли модели Вселенной, существующие и в настоящее время.

Сформированная геоцентрическая система мира представляет Землю в качестве центра существующего мироздания. Планета при этом владеет асимметрией, а также надёжной центральной осью. Если верить данным представлениям, то планета опирается на опоры, которые удерживают её в стационарном положении. Древнейшие цивилизации в собственной интерпретации воспринимали оси большими слонами, черепахами и китами.

В основе появления теории находится древнегреческий философ и математик Фалес Милетский. Он утверждал, что опорой для Земли является мировой океан. Что касается Вселенной, то, она абсолютно не имеет конкретного направления. Вместо этого существует центрально-симметрическое строение. Все эти факторы наводили философа на выводы о том, что наша планета находится в стабильном покое. Версии о какой-либо сторонней поддержке Фалес отвергал.

По мнению другого мыслителя Анаксимена Милетского, геоцентризм имел другую структуру. Он предположил, что Земля не просто так стабильно удерживается в открытом космосе. В этом ей якобы помогает сжатый воздух. У данной теории также постепенно появилось много приверженцев. У многих учёных существовали разные мнения по поводу строения нашей планеты. Среди личностей, которые открыто выражали собственное мнение, можно выделить:

  • Платона;
  • Аристотеля;
  • Демокрита;
  • Парменида и др.

Более обдуманным был геоцентризм в исполнении Пифагора. Именно он выражал уверенность в том, что Земля обладает формой шара. Постепенно с этим предположением согласились и другие мыслители. Их дискуссии привели к образованию канонической версии геоцентрической системы. Её разработкой и совершенствованием затем занимались многие астрономы в Древней Греции.

Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)Одно из самых ранних дошедших до нас изображений геоцентрической системы (Макробий, Комментарий на Сон Сципиона, рукопись IX века)

Обоснование теории

Отвергнув определённые отличия, геоцентрическая система мира от разных светил науки всё же имела общие характеристики. Астрономы по-разному, но поддерживали идею с центральным положением и полной неподвижностью нашей планеты. Анаксимандр опирался в своих выводах на то, что космос обладает симметрией сферического типа. С ним не был согласен Аристотель. У него геоцентризм предусматривал довольно серьёзный вес Земли. По этой причине столь тяжёлое космическое тело просто обязано находиться в центре Вселенной.

Последователь Пифагора Филолай предполагал наличие орбитального движения у нашей планеты. Эту теорию категорически отвергал Аристотель. Он аргументировал свою позицию тем, что движение будет приводить к звёздному смещению, которое к тому времени не наблюдалось. Другие авторы озвучивали свои эмпирические доводы. Плиний Старший в одной из своих работ объяснил геоцентризм тем, что Земля характеризуется равенством между ночью и днём. Следует отметить, что с точки зрения астрономии подобные доводы не имеют права на существование.

По версии Птолемея, центральное расположение Земли объясняется тем, что траектория падения тел в космосе строго вертикальное. Учёный выступал против осевого вращения планеты. Он был уверен, что все предметы, не касающиеся поверхности Земли, должны были визуально совершать противоположное движение. Необходимо отметить, что этот довод пользовался успехом до тех пор, пока не были открыты первые законы механики.

Благодаря постоянно появляющимся новым открытиям, геоцентризм в мире учёных не утрачивал своего интереса. В определённый момент Анаксимен сделал предположение о том, что период обращения Солнца вокруг Земли зависит от высоты его расположения. То же самое касалось и других космических тел. Мыслитель даже сформировал собственную версию расположения светил. По его мнению, сразу после Земли находится Луна, а далее Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Что касается Меркурия и Венеры, то их расположение вызывало некие разногласия. Платон и Аристотель предполагали, что данные планеты находятся за Солнцем. Им противоречил Птолемей. Учёный считал, что Венера и Меркурий расположились между Солнцем и Луной.

Аргументация астрономических явлений

Для представителей древнегреческой астрономии геоцентризм являлся благодатной темой для дискуссий. При этом сложнее всего учёным было с научной точки зрения объяснить очевидные и заметные явления, происходившие в космосе. Среди таких фактов в первую очередь следует выделить неравномерное передвижение светил. Особенно сложной оказалась тема о попятных движениях, которые характерны для планет. В Древней Греции планеты воспринимались в качестве божеств, которые якобы обязаны следовать исключительно равномерным и плавным движениям.

Возникшая трудность не остановила греков. В данном случае геоцентризм пополнялся новыми моделями. Нелегко объяснимые перемещения крупных космических тел аргументировались результатом сложения сразу нескольких различных круговых движений. В ходе обсуждений появились теории эпициклов и гомоцентрических сфер.

Изучение геоцентрической системы происходило:

  • в Византии;
  • в Индии;
  • на Исламском Востоке;
  • на Латинском Западе.

Увлекательная тема, которой стала геоцентрическая система мира, привлекала внимание иудеев. И это при том, что общепринятые еврейские представления изображали Землю плоской. Иудейские учёные постепенно стали отказываться от этой версии и прислушиваться к древнегреческим коллегам. Первым, теорию Аристотеля в своих трудах поддержал Моисей Маймонид. Он даже принял участие в дискуссиях арабских учёных, направленных на противодействие теории Птолемея. Маймонид выступал против того, что эпициклы существуют физически.

Леви бен Гершом по праву считается талантливым астрономом в Средних веках. Он также верил в то, что геоцентризм в корне верен. Параллельно с тем он отвергал теорию гомоцентрических сфер, предложенную Ал-Битруджи. Такого же мнения учёный был и по поводу теории эпициклов, разработанной Птолемеем. Гипотеза Леви бен Гершома предусматривает эксцентрические небесные сферы. Проще говоря, они не имели физической возможности слишком плотно приближаться друг к другу. Между ними якобы располагаются слои жидкости, образовавшиеся из первичной материи. Речь идёт об остатках, которые появились после сотворения мира Богом.

Изображение геоцентрической системы из Космографии Петра Апиана, 1540 г.Изображение геоцентрической системы из Космографии Петра Апиана, 1540 г.

Византийские версии

В научном плане самое большое распространение геоцентризм обрёл в Византии. Александрия вовсе считалась центром эллинистической науки, куда однозначно входит и астрономия. Известный византийский купец Косма Индикоплевст первым решил, что геоцентрическая система мира является ошибочной. Дополнительно он откровенно высмеивал версию о существовании Земли в виде шара.

Византийским учёным всё же не удалось достигнуть успехов индусов в освоении ключевых математических аппаратов. Представители исламских государств также сумели дальше продвинуться в соответствующем вопросе. Проблема философов из Византии заключалась в том, что они даже не пытались рассматривать новые появляющиеся космологические предположения. Всё, что выходило за рамки гипотез Аристотеля, не интересовало их. В результате геоцентризм в Византии на определённом этапе остался без развития.

Отказ от теории

Логично, что научная революция, которая состоялась в XVII веке, разрушила геоцентризм как позицию учёных. На первый план вышла уже гелиоцентрическая система. У истоков революции находится Николай Коперник, Галилей и Кеплер. Следует отдать дань появлению классической для современного мира механики. Исаак Ньютон помог учёным мира своим законом всемирного тяготения.

Отношение религии

Изначально сторонники религиозной философии стали выступать в качестве оппонентов описанной теории. В их понимании геоцентризм разрушал божественные устои мира. Популярный стоик Клеанф вовсе призывал суд привлечь к ответственности Аристарха Самосского за его гелиоцентрическую гипотезу.

Христианская церковь навязывала мнение о том, что мир создан Богом и только ради человека. При этом геоцентрическое учение всё же сумело приспособиться к этим религиозным правилам. Даже в современном мире описанная теория порой встречается, но происходит это в протестантских группах консервативного типа. Чаще всего они функционируют на территории США. Такие религиозные группы в своих учениях опираются на детальное прочтение Библии. Хотя существует мнение о том, что главная книга христиан поддерживает версию о плоской Земле. В Исламе параллельно с тем уверенны, что предполагаемое движение нашей планеты противоречит их вере. Среди агрессивных сторонников геоцентризма в современном иудаизме можно смело выделить представителей движения Хабад.

Источник

Ссылка на основную публикацию